Этика бизнеса

Печать

ЭТИКА БИЗНЕСА.

Однажды английский философ и публицист Томас Карлейль, живший в середине XIX столетия, сказал: «Любая реформа кроме моральной, бесполезна».
В самом деле, вся последующая история доказала, что развитие цивилизации, если оно не основывается на моральной основе, - это придание проявлениям варварства все более утонченных и разрушительных форм. Сегодня это воспринимается как аксиома.
Сами достижения научно-технического прогресса в руках современного человечества создали опасность для окружающей среды и угрозу ядерной войны, каждая из которых в отдельности – или  обе вместе – способны  уничтожить всю цивилизацию и, возможно, вообще жизнь на Земле.
Кризисные явления в развитии индивидуалистично-материалистично-техногенной цивилизации достигли к началу XXI в. огромной глубины и позволяют говорить о ее системном кризисе. Его можно определить как достигшее крайней остроты противоречие между объективными интересами дальнейшего прогресса человеческого рода, всестороннего развития человека, с одной стороны, и индустриально-индивидуалисткими формами организации жизнедеятельности людей, обусловленными ими учреждениями, институтами, нормами, ценностями, мерой развития самого человека - с другой. Это кризис индивидуалистично-техногенной (индустриальной) цивилизации, кризис принципов индустриализма и материализма во всех их проявлениях - от сфер политики и культуры до экономики и природопользования.
Констатируя это как факт необходимо признать и то, что это состояние лишь следствие. Причины же значительно глубже и заложены они человечеством гораздо раньше, многие века и даже тысячелетия назад. Причина эта прежде всего – бездуховность и утрата человечеством (подавляющим большинством людей живущих на земле) того морально-нравственного стержня, который собственно и отличает человека от нелюди.
Начало XXI века ознаменовалось тем, что планету захлестнула волна терроризма, насилия, наркомании, проституции, работорговли и многих других явлений подтверждающих факт угрожающих масштабов деградации человечества, падение нравов и повсеместное и повальное проявление снижения качества самосознания. Достаточно констатировать тот факт, что никого не удивляет сегодня то, что все продается и покупается. И средства массовой информации и представители власти исполнительной, законодательной, судебной, и вообще все что можно и даже то, что казалось бы нельзя продать и купить.

Время повальной погони за наживой, когда идолом стал золотой телец, в масштабах каких человечество раньше не знало.
Поэтому говорить, сегодня об этике бизнеса, не увязывая это с решением глобальных проблем человечества и прежде всего с радикальным изменением его сознания бесперспективно. Очень удачно об этом сказала Л.П.Дмитриева известная писательница, философ, поэтесса и публицист на заседании Международного Академического Сената  в Кишиневе 09.10.2002 г.
«Сегодня пытаться решить экономические и любые другие проблемы современного общества без учета состояния сознания этого общества – примерно то же самое, как если бы человек при нависшей над головой гильотине размышлял о том, как бы найти лучшее средство, чтобы избавиться от перхоти».
Говоря о состоянии бизнеса на постсоветском пространстве (и не только), можно с горечью констатировать, что оно оставляет желать лучшего. Правовой нигилизм, теневая экономика, преступное сращивание бизнес-элиты с властью, криминалом, политикумом и силовыми структурами, стали явлением обычным. Более того, эти явления формально или декларативно властью осуждаются, а фактически приветствуются и прямо или опосредовано поддерживаются и проводятся в жизнь.

Трагикомизм положения усиливается различными мероприятиями вроде повсеместной и перманентной борьбы с коррупцией и т.п. где наиболее жестко и гневно изобличителями и борцами цинично выступают те, кто олицетворяет эту самую коррупцию, если и не прямо то в опосредованной форме, является отцами благодетелями этих явлений.
Эти явления так же не причина, а лишь следствие. Причина уже названа. Она в поголовной бездуховности, невежестве, падении морали и нравственности, которые порождают чувство безнаказанности и способствуют тому беспределу, который стал практически нормой жизни для большинства наших современников занятых в бизнесе.
Характерно и то, что в странах, которые традиционно принято называть цивилизованными, т.е. те, в которых уровень экономического развития высокий или очень высокий, как правило, духовность народа этих стран очень низкая. И наоборот, страны с невысоким уровнем экономического развития, как правило, имеют высокий уровень духовности и соответствующей культуры и традиций.
Уже иногда и не верится, что относительно недавно русские купцы, да и не только русские, и не только купцы не заключали никаких контрактов, договоров или иных соглашений. Достаточно было данного слова. И слово это было надежнее договоров, подписей и печатей, скрепляющих в наше время многочисленные бумаги.

При этом сегодня стали нормой не только частые срывы или неисполнение контрактов, но и повсеместные заведомо и умышленно сфабрикованные документы с одной единственной целью, не исполнить, отнять, ограбить - одним словом обмануть, или как стало модно говорить – «кинуть».

Это, мягко говоря.
За несколько десятилетий понятие надежности и партнерства бывшее нормой в деловом мире стало дефицитом. Деловые люди, с безупречной репутацией олицетворяющие не только высокие качества управленцев в бизнесе, но и не менее высокие моральные качества, порядочность, честность, взаимное уважение и другие, естественные для нормального человека, стали, скорее исключением, чем правилом. И выродились в белых ворон.
Срывы сроков поставок, неплатежи, фальшивые или поддельные документы, низкое качество товаров и услуг, подделки продукции, уклонение от выполнения обязательств – вот далеко не полный перечень явлений ставших нормой в современном бизнесе.
Невзирая на то, что для борьбы с этим злом созданы властные органы и структуры в государствах и на наднациональных уровнях, такие как таможня, хозяйственные и общей юрисдикции суды, прокуратуры, антимонопольные комитеты, налоговые администрации и милиции (с огромными штатами и ресурсами), тенденция наблюдается обратная.
С ростом количества всех перечисленных организаций и их численности, как правило, растет контрабанда, теневая экономика, уклонение от уплаты налогов, фальсификация и подделка товаров, искусственные банкротства, недобросовестная конкуренция, затягивание судебных разбирательств и коррупция на всех уровнях во всех без исключения органах и структурах призванных бороться с перечисленными преступлениями и недостатками, на деле их только усиливающими и придающими им массовый и все более изощренный характер.
Из изложенного должно быть понятно, что дальнейшие поиски и попытки решить частные проблемы бизнеса или экономики не решив их в целом для нормальной жизни человеческого общества, задача нереальная. Бизнес или экономика – это, безусловно, важная, но далеко не единственная составляющая земной цивилизации. Не менее важные ее составляющие - политика, а, несомненно, более значимые, но в силу перечисленных выше причин отодвинутые на вторые и третьи роли, наука, культура, духовность, дальнейшее развитие которых определит не только развитие экономики и политики, но и развитие человечества.
Прежде чем рассматривать этику бизнеса необходимо попытать¬ся понять, что такое этика вообще, что мы понимаем под этим термином и какие знания этого вопроса даны человечеству. Ведь проблема и понятие не новы и человечество не оставляет попыток разобраться и найти пути ее решения уже не одну тысячу лет. Но возможность такая появилась только после того как учение Живой Этики (Агни йоги) было дано людям через семью Н.К. и Е.И.

Рерихов в 1924-1938 годах самим Главой Гималайского Братства (Общины Мудрецов, известной под названием Шамбала).
Величайший ученый, подвижник и мыслитель академик Н.К.Рерих – автор Пакта Мира – международного  соглашения подписанного в 1954 году в Гааге 39 странами мира, в том числе США и СССР. Благодаря этому пакту, ООН и Юнеско удалось сохранить большое количество бесценных памятников культуры на всех континентах. Н.К.

Рерих и его супруга Е.И.Рерих принесли миру сокровенные (оккультные) знания благодаря которым человек способен осознать природу многих явлений и прежде всего, мысли, и собственного мышления. Влияние мышления на других людей, на окружающую среду и причинно-следственную зависимость качества мышления всех и каждого.
Этика бизнеса, безусловно, одна из многих и очень важная составляющая в дальнейшем ходе развития цивилизации, без познания учения Живой этики не может быть в полной мере осознана.
Для эффективного функционирования в бизнесе необходимо, чтобы все его участники придерживались системы общепринятых правил. При этом исходили из понимания того, что весь объем необходимых общественных задач можно решать только совместно, базируясь на гармонии коллективной и индивидуальной деятельности.
Нельзя переоценить важность атмосферы доброжелательности и взаимоподдержки в новом гуманитарном социуме. Тем более что ее принципиально нельзя заменить никаким иным фактором.
Очевидно, что только словами ничему научить невозможно. Важна  именно деятельность, активность добра. Поэтому актуальна формула: «Делай другому то, что ты хотел бы, чтобы сделали тебе» (немного измененные слова первоучителя древнего Китая Конфуция, а затем, спустя пять веков повторенные Христом), пожалуй, лучше всего подходит в качестве основы морального воспитания.

В реализации такого про¬екта как социополис мне видится наиболее подходящим и актуальным подход, в основу которого будет положена, прежде всего, новая мораль и во главу угла поставлена нравственность.
Рассматривая тему нравственности, можно остановиться и на таком понятии, как бизнес-этика. Но без органического восприятия учения Живой этики и без практического применения положений этого учения в повседневной жизни и ведении бизнеса рассчитывать на успех не приходится. На этом своем убеждении я хотел бы особо акцентировать внимание.

Безусловно, социополис очень серьезно должен отличаться в лучшую сторону от его предшественников технопарков и технополисов. На смену их техническому и технократическому детерминизму должен прийти подход гуманистический ставящий во главу угла нравственность, человечность, взаимопомощь и взаимопонимание, что и должно быть основой при создании и развитии социополисов. Бизнес-компании социополисов должны строиться на главной мотивации к труду – это  в первую очередь полная самореализация всех и каждого, руководителей и работников.

Такие компании должны строиться вокруг творческих личностей, которым присущ «дух первопроходца» и сам труд должен превращаться в творческий процесс, а направленность на творчество формирует командный дух и развивает чувство значимости каждого отдельного работника, сочетающееся с чувством личной ответственности, и способствует социализации ее среды.
Очень важным представляется дух коллективизма как основа и краеугольный камень в достижении намеченных результатов. На смену индивидуалистическо-эгоистическому, а зачастую и прагматично-циничному подходам, должен прийти подход общинного принципа и решения задач и развития самого социума.
Создается атмосфера, когда на смену управлению подчиненным приходит руководство творческим процессом, нивелируется понятие руководителей и подчиненных, социальные цели и этические ценности становятся основой дальнейшего развития, усиливают и развивают этот процесс дальше.
Да и реализация проектов в малых и средних городах и районах имеет целый ряд перспектив и преимуществ. Во-первых, чем удаленнее от столиц и административных центров с их необъятностью и изуродованностью, о которой уже сказано достаточно, это, безусловно, плюс. Во-вторых, в небольших по численности социумах ростки нового, хоть и не будут иметь тепличных условий, все же имеют больше шансов на выживание по понятным причинам.

В-третьих, и самых главных, сами люди в местах менее урбанизированных, как правило, чище, нравственны, друг у друга на виду, и это уже основа для возможности эффективнее продвигать реализацию проектов.
И кто знает, может быть, маленькие социополисы и станут той «искрой», из которой «возгорится пламя». Во всяком случае, если в основу реализации проекта будут заложены четкие принципы, определены приоритеты и цели не будут подменены средствами.
Для выхода из создавшегося тупика есть четкий и ясный путь, путь этот, прежде всего в радикальном изменении сознания, улучшения его качества. Названо и учение. Изложить или пересказать его в краткой статье невозможно.
Но для желающих разобраться могу рекомендовать работы Л.П. Дмитриевой в семи и трех томах, после освоения которых значительно лучше браться за изучение «Агни йоги». Все семь томов имеют   одинаковое название – «Посланник Утренней Звезды Христос и Его Учение в свете Учения Шамбалы».

Тома трехтомника называются – «Тайная доктрина Е.П. Блаватской в некоторых понятиях и символах».

Сразу хочу оговориться, что это не бульварное чтиво и не детектив, и «попотеть» придется изрядно. Более того, результат будет не сразу, да и не у каждого, только у самых настойчивых. Но и труды, и затраченное время окупятся сторицей. В этом сомнения пусть не будет ни малейшего.

Безусловно, очень поможет и  информация, выложенная на сайте www.secretdoctrine.ru, особенно  ее аудио составляющая.

Те философско-поэтические эскизы или расшифровки в стихах, как их называет автор и исполнитель Л.П.Дмитриева.
Должен сказать, что на всех континентах земли число изучающих учение Агни йоги или Живой этики ширится. И это обнадеживает. Ибо есть два сценария дальнейшего развития общечеловеческих, или планетарных событий.

Оптимистический, если человечество (хотя бы его часть) сможет преобразовать в себе низменные страсти и мысли в их противоположность.

Тогда судьба человечества, да и самой планеты Земля, безусловно, сложится благоприятно.
Если же человечеству с этой задачей справиться не удастся и дальнейшая деградация будет набирать силу, то все попытки решить проблемы ядерной, техногенной или экологической безопасности не осознав проблему безопасности психической, во-первых, не позволят успешно решить первые две, а во-вторых, может не дай Бог случиться так, что просто не для кого да и некому будет эти проблемы решать. Третьего не дано.

Николай Дзюбак.
г. Киев.

Вниманию желающих, глубже и обширнее ознакомиться и изучить материалы, связанные с наследием Е.П. Блаватской и семьи Рерихов, поможет сайт: www.secretdoctrine.ru
А также по вопросам приобретения литературы можно обращаться по номерам: (044)259-93-40, 257-51-40, 528-13-35 и  E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Сайт: http://www.vdi.kiev.ua


Новые статьи:
Старые статьи: