Особенности транспортировки нефтепродуктов...

Печать

История развития транспортировки нефтепродуктов
Наша страна - родина первого промышленного способа переработки
нефти. Уже в 1823 году в Моздоке был построен первый в мире
нефтеперегонный завод. В 1885-1886 годах изобрели первые машины
на тяге двигателя внутреннего сгорания. С этого момента человечество
попало в жесткую зависимость от энергоносителей. Внедрение
ДВС во все сферы человеческой жизни - от промышленного производства
до персонального транспорта и домашних электрогенераторов
- с каждым годом повышает потребность в топливе.
С ростом добычи увеличивались объемы транспортировки нефтепродуктов,
совершенствовались способы доставки. Долгое время это делалось
весьма примитивно, караванным способом. Деревянные бочонки
и бурдюки наполнялись нефтью или керосином, грузились на повозки
и таким образом доставлялись до места. Или же по воде - в
дубовых, а позже стальных бочках. Такой способ транспортировки
был очень дорог, стоимость нефтепродуктов была слишком высока.
В итоге, первой начав производство керосина,
Россия оказалась не в состоянии поставлять его по приемлемым
ценам даже на внутренний рынок: керосин закупался в Америке.
В 1863 году этой проблемой заинтересовался Д.И. Менделеев.
В качестве выхода он предложил перевозить нефтепродукты не
в бочках, а в специально оборудованных трюмах судов методом
налива. Этот метод перевозки получил название "русский
способ". Через десять лет, когда идея была реализована
братьями Артемьевыми и полностью себя оправдала, способ, предложенный
великим русским ученым, стал применяться повсеместно.
Ещё одним удобным способом транспортировки нефтепродуктов
стал железнодорожный транспорт. В 1878 году, с целью удовлетворения
стремительно растущего спроса на нефтепродукты, был издан
указ о создании железнодорожной ветки Баку - Сураханы - Сабунчи
длиной 20 км. Ее строительство было закончено 20 января 1880
года. Нефть впервые стали перевозить в специальных цистернах.
Нетрубопроводные способы транспортировки нефтепродуктов
На настоящий момент для нетрубопроводной транспортировки нефти
и нефтепродуктов используют все виды грузового транспорта.
Нефть, газ и их производные являются высокотоксичными, взрыво-
и огнеопасными веществами, потому их упаковка, перевозка и
хранение регулируются специальными стандартами. В России ГОСТ
1510-84 определяет все нормы для каждого вида газов и нефтепродуктов
- допустимую тару и способ ее заполнения, необходимые меры
предосторожности и условия содержания. Так для разных видов
топлива и других светлых нефтепродуктов допускается перевозка
в металлических бочках и канистрах с максимальным объемом
залива 95% от общей емкости. Для "вязких" нефтепродуктов
- масел, смазок, битумов, допускается использование полимерных
и стеклянных упаковок, нет ограничений по объему заполнения.
Некоторые вязкие нефтепродукты - например, битум - могут требовать
подогрева при сливе, другие вещества - приспособлений в виде
нижнего сливного устройства или электроизоляционного защитного
слоя. Потому практически для каждого нефтепродукта существуют
специализированные емкости, железнодорожные и автомобильные
цистерны, полностью удовлетворяющие нормам безопасности и
практичности.
У каждого вида транспортировки имеются свои плюсы и минусы.
Наиболее быстрый воздушный способ очень дорог, требует особых
мер безопасности, потому этим способом доставки пользуются
редко - в случаях экстренной необходимости или невозможности
доставить ГСМ иным путем. Например, в военных целях или в
случаях фактической недоступности местности для иных, кроме
воздушного, видов транспорта.
Наиболее распространен железнодорожный способ. География
железнодорожных нефтеперевозок от мест добычи на нефтеперерабатывающие
заводы, в хранилища или потребителям, привязана к так называемых
нефтегазовым бассейнам. Расчет ж/д тарифа зависит от расстояния и направления. Некоторые железнодорожные направления
- такие как Уральское, Нефте-Камское, Восточно-Сибирское,
Бакинское, практически полностью загружены подвижными составами
с грузами нефти и ГСМ. Объемы таких перевозок чрезвычайно
велики: на настоящее время только по Азербайджанской железной
дороге перевозят ежегодно до 14 млн. тонн нефти и нефтепродуктов.
Более того, наблюдается рост объемов перевозок. Так в 2005
году ОАО "РЖД" доставило в Китай 9,3 млн тонн нефтепродуктов,
в 2006 - 10,2 млн тонн. Пропускная способность границы позволяет
РЖД поставить в 2007 году 15 млн тонн нефти и ГСМ в Китай.
Общемировой объем железнодорожных нефтеперевозок возрастает
каждый год на 3-4 %, а в России этот показатель достигает
6%.
Несмотря на удобство железнодорожного способа перевозки нефтепродуктов
на большие расстояния, нефтепродукты - такие как бензин,
дизельное топливо, масла, битум, мазут, или сжиженный
газ - на небольшие расстояния до места реализации оптимально
доставлять автоцистернами. Перевозка топлива таким способом
заметно повышает его потребительскую стоимость. Рентабельность
автоперевозок ограничивается расстоянием в 300-400 километров,
что определяет их локальный характер - от нефтебазы до заправочной
станции и обратно.
Удобным транспортом для перевозки нефти и топлива являются
морские и речные танкеры. Речные нефтеперевозки, в сравнении
с железнодорожными, снижают затраты на 10-15%, и на 40% в
сравнении с автомобильными.
До недавнего времени порядка 80% нефтеперевозок по Волго-Донской
системе осуществляла компания "Волготанкер". Из-за
тесной связи с ЮКОСом, в 2004 году у компании начались проблемы
с налоговыми органами, объемы перевозок за год сократились
с 13 до 8 миллионов тонн. Специалисты прогнозировали дальнейший
спад объемов, но с приходом на рынок итальянской компании
Pietro Barbaro Group, заказавшей двенадцать судов, и уже спустившей
на воду шесть новых танкеров "река-море", объемы
все же растут. Крупные Российские судовладельческие компании-нефтеперевозчики
также активно участвуют в развитии отрасли. В Азиатско-Тихоокеанском
регионе и на Дальнем Востоке ОАО "Приморское Морское
Пароходство", специализирующееся на транспортировке нефтепродуктов,
располагает флотом из 35 танкеров общим объемом более миллиона
тонн. В этом году "ПМП" заключило контракт с южнокорейской
компанией STX Shipbuilding на постройку ещё пяти танкеров,
что повысит общий дедвейт флота на 51 тыс. тонн.
Развитию отрасли способствует модернизация специализированной
инфраструктуры. В Ленинградской области по реке Неве транспортируется
около 5 млн тонн нефтепродуктов в год. Строительство новых
нефтеналивных и портовых комплексов в 2007-2008 годах увеличит
эти объемы в двое, а общий объем перевозок по Финскому заливу
с 30-40 млн тонн увеличится до 100 млн тонн в год.

Безопасность нефтеперевозок
Несмотря на постоянное ужесточение норм безопасности, перевозка
нефтепродуктов остается губительной для окружающей среды.
Представители международных экологоохранных организаций считают,
что мер, принятых на сегодняшний день для охраны природы от
нефтяных загрязнений, недостаточно. Особенно опасны морские
и речные танкеры. Потому необходимы такие меры как вывод из
эксплуатации устаревших и однокорпусных судов, выработка четкого
плана по ликвидации нефтяных загрязнений.
Высокие требования к безопасности заставляют предприятия-нефтеперевозчиков
модернизировать материально-техническую базу. Введение новых
современных образцов цистерн, контейнеров, емкостей, оборудованных
системами контроля давления, температуры, влажности и других
параметров требует больших материальных вложений. Именно поэтому
в условиях рынка конкурентоспособными оказываются крупные
компании, работающие, как правило, по полному циклу. Это значит,
что предприятие само добывает, перерабатывает, хранит и транспортирует
нефтепродукты.
Нефте-газовая отрасль быстро становится крайне высокотехнологичным
производством. И хотя выделяется целая группа стран, о соблюдении
экологических норм в которых часто забывают, в целом производство
и транспортировка нефтепродуктов становятся безопаснее. Темпы
роста объемов потребления, открытие новых месторождений нефти
и газа напрямую ведут к усовершенствованию имеющихся и созданию
новых видов транспорта.



Новые статьи:
Старые статьи: