В целом проективные методы основаны на выявлении проекций с последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Среди проективных методик различают: ассоциативные, интерпретационные, экспрессивные, конкурирующие, незавершенные задания, ранжирование и др.
Многие маркетинговые исследователи невысоко оценивают их как психометрические инструменты, поскольку не исключают влияния на ответы испытуемого многих ситуационных факторов: инструкций, влияния экспериментаторов, стимулов, временных состояний человека и т. д. Кроме того, существует проблема надежности и валидности проективных тестов вследствие имеющейся нестабильности результатов и противоречивости интерпретаций данных.
С другой стороны, многие исследователи утверждают, что внутренние черты личности нельзя выявить путем прямого опроса респондентов. На прямые вопросы получают серьезные разумные ответы. Информацию о внутренних предпосылках выбора можно получить лишь косвенными способами, в частности, при помощи проективных техник, которые позволяют глубже заглянуть в наиболее эмоциональные области психики. На самом деле существуют количественные методы, позволяющие прямыми вопросами выявить внутренние предпосылки выбора респондента (многомерное шкалирование, методы классификации и др.). Важно использовать данные количественные методы, поскольку проективные методы в независимых маркетинговых исследованиях часто дают ошибочные результаты.
Важным положительным моментом использования проективных методик является их развлекательность: оригинальность и неожиданность стимулов или заданий вносят в групповую дискуссию или интервью элемент игры. Хотя в групповых проективных тестах респонденты, незнакомые друг другу, не всегда готовы к различным совместным игровым ситуациям.
В целом надо учесть, что проективные методы проверены временем и имеют свою область применения. Например, плюсом проективных методик является то, что они эффективны в исследованиях с детьми, так как чем младше дети, тем меньше вероятность того, что они смогут ответить на прямые вопросы. В любом случае, для того, чтобы получить наиболее надежный и валидный результат, необходимо использовать качественные методы вместе с количественными, которые нивелируют недостатки друг друга и усиливают их достоинства.
- Производство суппозиториев: аппаратурное оснащение процесса
- Производство суппозиториев в россии
- Производство пвх сэндвич-панелей: технологическое оснащение линии
- Производство мдф фасадов: описание производственного цикла
- Производство бензола: установки переработки пироконденсата
- Продукты питания против нефти. Куда можно вложить деньги
- Продвижением национальных брендов займется специальное ведомство
- Продвижение – лучшее антикризисное решение
- Продвижение образовательных услуг (семинаров и тренингов) через интернет
- Продвигаемый имидж предприятия: предпосылки и развитие